Рулевая рейка – элемент рулевого управления, силовой узел, который даёт передним колеса автомобиля синхронно поворачиваться в сторону поворота руля. Автовладельцу уместно быть осведомленным об устройстве рулевой рейки и сути ее работы, так как от этого устройства зависит безопасность пешеходов и пассажиров автомобиля.
Как устроена рулевая рейка
Существует ряд ключевых видов рулевых реек — механическая и гидравлическая (ГУР – гидроусилитель руля). Более удобная и совершенная в управлении гидравлическая рейка заменила механическую рейку. С течением времени конструкторы сделали и третий тип рулевой рейки — электрический (ЭУР), который работает без гидравлики, роль ее выполняет мини электромотор. Недостатком ЭУР является высокая стоимость и сложность механизма, ремонт которого не каждому под силу. Обзор видов ГУР и ЭУР читайте в этой статье.
Составляющие и механизмы рулевой рейки:
Рулевые тяги и наконечники стыкуются к выдвижным механизмам рулевой рейки и производят поворот колес.
Шестерни и зубчатая планка подают усилие от руля рулевым тягам и управляют передней парой колес.
Картер, также называют корпусом, внутри которого располагаются основные детали рейки, как правило картер выполнен из алюминия.
Система пружин нужна для плотного прилегания рейки к шестерне. Люфт и свободный ход руля почти не беспокоит, если пружины в норме.
Рулевой вал – металлический стержень со шлицами (пазами) служит для закрепления руля с одной стороны, а с противоположной стороны имеет шлицы для крепления самого рулевого вала к рулевой колонке.
Подшипники облегчают манёвры рулем и поворотные движения рейки.
Ограничители определяют границы поворота, хода рулевой рейки, от правого края к левому.
Схема рулевой рейки
На внедорожниках рулевой механизм часто имеет еще один компонент – демпфер рулевой рейки. Этот элемент устанавливается между тягами и корпусом рулевой рейки. Демпфер является амортизатором двустороннего действия. Основная задача демпфера – снизить вибрации на рулевом колесе, поскольку этот тип машин чаще всего передвигается по плохим дорогам.
Принцип действия рулевой рейки с ГУР
Принцип действия рейки с ГУР
ГУР - гидроусилитель руля согласован с картером рулевой рейки, когда мотор приведён в действие и поступает жидкость ГУР, он включается в работу. Ременная передача приводит шкив гидроусилителя в движение, гидравлический насос внутри рейки генерирует давление и задаёт движение колесным тягам. ГУР работает в паре с встроенным компьютером, который просчитывает усилия и давление.
Торсион – тонкий пружинистый металлический стержень, закручивающийся под действием крутящего момента. Один конец торсиона соединен с рулевым валом, а второй - с шестерней, входящей в зацепление с рейкой. Внутренняя часть золотникового клапана соединяется с верхней частью торсиона, а внешняя - с его нижней частью в связке с электросистемами распределяет давление согласно повороту руля.
Золотниковый распределитель источник нагнетания давления, способен повышать давление в рейке по мере надобности.
Специальная емкость для сбора масла при заглушенном моторе. В момент начала вращения руля масло через золотниковый распределитель впрыскивается аккурат туда где требуется создать давление. Как только руль прекращает вращаться, насос ГУР прекращает нагнетать масло и оно возвращается в емкость.
Гидроусилитель руля нуждается в постоянном внимании, чтобы своевременно ликвидировать неисправности и менять жидкость ГУР согласно рекомендациям автопроизводителя. Качество и своевременность обслуживания системы безусловное условие для продолжительной и качественной эксплуатации. Масло не должно быть слишком вязким, чтобы не вызвать чрезмерное давление в рейке и привести к неисправностям.
Основные неисправности рулевой рейки и способы их решения
Все возможные проблемы рулевой рейки и механизма в целом перечислить вкратце сложно, а если учесть, что рейки отличаются между собой по конструкции то и вовсе сложно. Ниже список самых распространённых нарушений в работе рулевой рейки.
-
Нарушение целостности рулевых тяг и наконечников, например трещина и искривление в результате механических воздействий: удар, повреждение, коррозия. Ремонт потребует немного времени и денег.
-
Нарушение герметичности внутри рулевой рейки. После разгерметизации внутрь проникают частицы пыли и песка, после чего следует полный выход из строя рулевой рейки.
-
Поломка зубчатого механизма или самой шестерни, очевидно неисправность внутренней части рейки.
-
Высокий износ внутренних механизмов рулевой рейки, рейка не сможет выполнять свои функции, управлять невозможно.
-
Деформация корпуса рулевой рейки - полное обездвиживание транспортного средства.
Ремонт рулевой рейки возможен если внутренние механизмы не нарушены. Если при осмотре очевиден износ внутренней части рейки и ее деталей, повреждения пыльников, наличие грязи внутри рейки, единственный выход— замена рулевой рейки на аналогичную оригинальную запчасть.
Иногда рипейр мэны предлагают ремонт и восстановление рулевых реек, но в большинстве ситуаций на очень короткий срок решают вопрос неисправной рейки. Поэтому в 9 случаях из 10 при неисправностях рулевой рейки рекомендуется производить полную замену.
Рулевая рейка считается довольно надежным узлом, который выходит из строя крайне редко, однако бывают и исключения, когда рейка доставляет массу неудобств автовладельцам. Основной причиной неисправности можно считать нагрузки, которым подвергается рулевая рейка во время эксплуатации транспортного средства. Бережное управление автомобилем помогает избежать обращения в сервис.
Можно ли ездить за рулем если стучит рулевая рейка?
От технического состояния рейки зависит и безопасность пассажиров, и комфорт управления авто. Часто автомобилисты на первых порах игнорируют этот стук, который является очень опасным. В лучшем случае автомобиль будет плохо откликаться водителю на поворотах, и практически невозможно будет выполнять маневры, что очень часто становиться причиной ДТП. В худшем случае руль «окаменеет» в этом случае невозможно будет управлять. Такая ситуация в большинстве случаев заканчивается аварией с непредвиденными последствиями.
Автор: Ира Аврора